Северокавказские мигранты-мусульмане в полиэтничном регионе юга России

Заселение территории Северного Прикаспия началось в глубокой древности. К концу XVIII — началу XIX в. окончательно сформировался преобладающий и по сей день национальный состав края, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков. К этому времени сложились и основные хозяйственно-культурные типы: морские рыболовы и охотники на морского зверя (русские-ловцы Каспийского взморья), рыболовы волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские), земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены).

2psjmi-qpfu

Спустя два столетия, на рубеже XX-XXI вв., в низовьях Волги — Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей, кумыков, азербайджанцев, узбеков, таджиков и др. И наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов. Основные предполагаемые причины: низкая рождаемость, высокая смертность, отток населения в другие регионы. Также сокращается численность немцев и евреев – в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос — казахи, несмотря на кризисные 90-е годы, сохранил динамику неуклонного роста (при сокращении, однако, темпов).

С эпохи «перестройки» в СССР началось т.н. «национальное возрождение». Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, ставящих своей главной задачей возрождение родного языка и культуры: татарское «Дуслык» («Дружба»), казахское «Жолдастык» («Товарищество»), ногайское «Бирлик» («Единство»), армянское «Арев» («Солнце») и др. Стали регулярно отмечаться национальные праздники: русские Масленица, Зеленые Святки, Дни Славянской письменности и культуры, татарский Сабантуй, калмыцкий Цаган Сар, тюрко-иранский Наурыз, или Навруз. Некоторые общества стали издавать свои газеты (татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), «Немецкое Астраханское обозрение» и др.). В ряде образовательных учебных заведений области общего, среднего и высшего уровней начали преподаваться национальные языки (казахский, татарский, ногайский, калмыцкий и др.).

Население Астраханской области на сегодняшний день (по переписи 2010 г.) немного превышает 1 млн. чел. В регионе представлены более 140 этносов и этнических групп. Преобладающее население – русские (67,6 %), казахи (14,9 %) и татары (6 %). Современное население принадлежит к следующим языковым семьям: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, армяне, таджики, цыгане и др.), алтайской (казахи, татары, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, узбеки, турки, кумыки, чуваши, калмыки и др.), кавказской, или северокавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, грузины и др.), уральской (мордва, марийцы и др.). На территории региона проживают представители наций как дореволюционного (русские, украинцы, татары-переселенцы), так и советского (казахи) периодов формирования, народностей (ногайцы, цыгане и др.) и субэтнических групп (липоване, юртовцы и др.).

Общая численность русского населения составила 618 204 человека, сократилась по сравнению с 2002 г. на 82356 человек или на 12 %. Доля русского населения также сокращается. Если в 1989 г. их доля составляла 71,9 % (173 558 чел.), в 2002 г. — 69,6 % (700 561 чел.), то в 2010 г. — 67,6 %. (618 204 чел.). Казахов насчитывается 149 415 человек (в 2002 г. их численность составляла 142 633 человека). На первый взгляд имеется значительная положительная динамика, но в тоже время есть некоторое сокращение темпов роста казахского населения, что связано с сокращением темпов рождаемости и миграцией. Еще более стремительная тенденция сокращения численности наблюдается у татар. В 2002 г. — 7 2617 человек, они составляли 7,2 % от общего числа жителей области, а в 2010 г. — 60 523 человека или около 6 %. Сокращение за 8 лет составило 14,3 %. Сократилась численность ряда других национальностей: вся славянская группа, калмыки, евреи, немцы, народы Закавказья, осетины, чеченцы. Четвертую по численности совокупную этническую группу в регионе составляют народы Дагестана – 16 882 человека. Следует отметить увеличение численности ногайцев. По сравнению с результатами переписи 2002 г. (4 570 человек) наблюдается рост в 66 % (7 589). Это связано, в основном, переселением в регион северокавказских ногайцев-мигрантов и развитием этнического самосознания астраханских ногайских этнических групп.

Таким образом, сокращение численности традиционных групп населения на фоне мощного миграционного потока последних двух-трех десятилетий (особенно, с Северного Кавказа) меняет этническую ситуацию в регионе, межнациональный баланс в сторону мигрантов.

Миграционные процессы в регионе привели к конкуренции за доминирование в ряде отраслей народного хозяйства (строительство, сельское хозяйство, торговля) между различными национальными группами – традиционными и пришлыми. Сформировалась неблагоприятная ситуация на рынках труда, что выражается в выдавливании местного населения из некоторых экономических ниш. Борьба за ресурсы (бизнес, рабочие места рынки сбыта) в некоторых аспектах приобретает национальный характер. Северокавказские мигранты активно осваивают местный рынок жилья. Ими приобретаются компактно расположенные земельные участки (для индивидуальной застройки) и старые дома (для реконструкции). Яркий пример – улица Бакинская и находящиеся рядом улицы и переулки, которые расположены в районе городского рынка Большие Исады, что порождает явление «этнических кварталов» с характерной атмосферой культурной изоляции, которая, в свою очередь, создает ситуацию культурной отчужденности от традиций местного населения (как мусульманского, так и христианского). Налицо социокультурные противоречия между местными и пришлыми группами населения в регионе, навязывание мигрантами «своей» бытовой культуры, отсутствие уважительного отношения к нормам, принятым в местном сообществе, плохое знание языка межнационального общения, закрытость и клановость мигрантских общин. С увеличением числа мигрантов во многом также связан рост криминогенной обстановки (этнической преступности) в регионе. Агрессивное поведение мигрантов-«кавказцев» (особенно, молодежи) ведет к росту националистических настроений, ксенофобии в местном сообществе.

Северокавказские мигранты — мусульмане-шафииты образовали в Астраханской области религиозные общины-джамааты, которые формально входят в состав Астраханского регионального управления мусульман (АРДУМ), но фактически пользуются определенной самостоятельностью. Центром кавказских мигрантов-мусульман в Астрахани является мечеть № 3, или т.н. Кавказская мечеть, расположенная на рынке Большие Исады (ул. Красная Набережная, 112. Исторически — это татарская мечеть № 13, или Красная мечеть, построенная на средства татарского купца Шакира Казакова в начале XX в. В 1935 г., по решению Астраханского городского совета, мечеть была закрыта, а здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения. В 1990 г. здание мечети было возвращено мусульманам. С 1993 г. началось её постепенное восстановление (особый размах реставрационные работы приобрели с 2000 г.). Приход мечети сегодня, в основном, составляют выходцы с Кавказа: аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, чеченцы, но есть и местные татары, ногайцы, казахи. Мечетная община состоит из 300-500 человек (в дни мусульманских праздников мечеть посещают около 1500 человек). Мечетью управляет особый совет, который приглашает имама.

Можно достаточно уверенно сказать, что именно в связи с притоком в Нижнее Поволжье в конце XX – начале XXI в. мигрантов с Северного Кавказа (и из Центральной Азии), в регион начали проникать идеи радикального ислама (т.н. «ваххабизма», «салафизма»), не характерные для местного, «традиционного» ислама. Вслед за идеями появились религиозно-экстремистские группы (из числа как приезжих, так местных, новообращенных жителей), борьбу с которыми начали вести правоохранительные органы.

Именно в Астрахани 9 июня 1990 г. состоялась подпольная всесоюзная учредительная конференция, на которой была создана Исламская партия возрождения (ИПВ) «Нахдат» (от араб. «ан-нахда» — «возрождение»). На этой конференции присутствовали несколько десятков исламских фундаменталистов из Дагестана, Среднего Поволжья, Москвы и Таджикистана. Председателем («раис») партии стал Ахмад-кади Ахтаев (1942-1998), аварец родом из села Кудали, лидер умеренного крыла дагестанских «ваххабитов», его заместителем – азербайджанец Гейдар Джемаль, а координаторами на Северном Кавказе – Багаутдин Магомедов и его сводный брат Аббас Кебедов. В работе конференции приняли участие аварцы Ангута Омаров (будущий Аюб Астраханский), М.-Г.М. и А.М. Абдразаковы и др. В программе партии был сделан акцент на возрождении ислама, в частности было записано положение о необходимости создать для советских мусульман такие условия, чтобы они могли следовать исламскому образу жизни. Члены партии одной из первостепенных задач ставили создание своей фракции в Верховном Совете СССР. Однако, идеи данной организации не встретили сколь либо массовой поддержки астраханских мусульман. Для астраханских мусульман, по крайней мере, в то время, не было характерно использование ислама в политических целях. Идеи исламского фундаментализма были, в целом, неведомы и непривлекательны для местного мусульманского сообщества.

В первой половине 1990-х гг. выходцы из Цумадинского района Республики Дагестан образовали в Астрахани салафитскую («ваххабитскую» — при всей условности этого термина) общину-джамаат. Джамаат астраханских салафитов (самоназвание – мумины, мухмины; от араб. «иман» – «вера», «муамин» — «верующий») имел достаточно замкнутый характер. В общину первоначально входило около 300 человек (в основном, выходцев с Северного Кавказа, среди которых преобладали аварцы), однако в конце 1990-х гг. в ней произошел раскол, и значительная часть членов общины выехала в Дагестан и Чечню для участия в джихаде против России. В итоге джамаат стал насчитывать около 60-70 более-менее умеренных салафитов (т.е. настроенных нейтрально по отношению к событиям в Чечне и не поддерживающих ни «федералов», ни чеченских сепаратистов). Мумины придерживались строгого единобожия (араб. «ат-таухид»), проповедовали т.н. «чистый» ислам, выступали против культа святых, шиизма и суфизма. Лидером астраханских муминов был ученик признанного лидера «ваххабитов» Северного Кавказа Багаутдина Магомедова, аварец Ангута Омаров (известный также как Аюб Астраханский; 1963 г.р.) из дагестанского селения Кванада Цумадинского района Дагестана. В Астрахани, по месту его жительства, находился

молельный дом, где распространялась специальная литература, проводились встречи с приезжими, давались разъяснения по богословским вопросам. Члены общины муминов, в основном, занимались торговой деятельностью. Духовный лидер Аюб был в целом негативно настроен по отношению к контактам с органами власти, и вследствие этого община вела достаточно замкнутый образ жизни, всячески дистанцируясь от представителей властных структур, общественности и средств массовой информации. Мумины вели активную миссионерскую работу, что обеспечило значительный приток новых членов в общину, причем не только «кавказцев», но и казахов, татар и даже русских. На рубеже 1990-2000-х гг. были отмечены периодические стычки между муминами и дагестанцами — приверженцами суфизма (т.н. «тарикатистами»). В основе столкновений, между тем, лежала скорее экономическая конкуренция (из-за мест на рынке), религиозный фактор был, видимо, вторичен, однако также сыграл свою роль. В начале 2000-х годов Аюб отбыл из Астрахани в неизвестном направлении. Община постепенна распалась.

В 2000-х гг. в г. Астрахани и ряде сёл Астраханской области (с. Кулаковка Приволжского района, пос. Володарский Володарского района и др.) возникли несколько салафитских группировок (состоящих как из выходцев с Кавказа, так и из местных жителей), некоторые из которых даже готовили террористические акты. Большинство из них были «раскрыты» спецслужбами и ликвидированы как организации.

Среди значительной части северокавказских мигрантов-мусульман сильны суфийские традиции, многие из них являются членами суфийских братств («тарика», «тарикат») и их отделений – «вирдов». Так, бывший имам мечети № 3 (или Красной мечети, сегодня также – Кавказской; ул. Красная Набережная, 112 — на городском рынке Большие Исады) Абу Хасан-хазрят (Мусаев) был муридом даргинского шейха Мухаммада (Рабаданова) ал-Кустаки, или Костекского, который принадлежит к суфийской традиции накшбандийа-халидийа (ветвь махмудийа) и шазилийа. Значительное количество проживающих в Астрахани «тарикатистов» были представлены учениками-«муридами» Саида-афанди ал-Чиркави.

Обосновавшиеся в Астрахани и области северокавказские мигранты (а также паломники с Северного Кавказа — в основном из Дагестана) особенно почитают могилу святого («аулья») Махмуда-афанди. Махмуд-афанди ибн Мухаммад ибн Садик ибн Мустафа ал-Алмали ад-Дагистани (1810-1877 гг.) был известным суфийским шейхом братства накшбандийа-халидийа и основатель-эпоним его дагестанской ветви махмудийа, одним из сподвижников знаменитого имама Шамиля — руководителя антиколониальной борьбы горцев Северного Кавказа против Российской империи. За участие в этом движении Махмуд был арестован и отправлен в ссылку. Последние годы своей жизни Махмуд жил в Астрахани, завещав

похоронить себя на мусульманском кладбище у татарского поселка Мошаик (в совр. Ленинском районе г. Астрахани), рядом с могилами четырёх святых: Шейха Маслетдина Замана-хаджи ал-Бухари, Абдурахмана Тукли-баба Шашлы-адже (Баба-Тукласа), Абдрахмана Сайхаджи, Яхмарджи/Ямгурши-ишана. В начале 2000-х гг. комплекс «аулья» на мошаикском кладбище был отремонтирован кавказцами, а рядом с кладбищем была построена большая каменная мечеть для паломников. Нам известно, что, по крайней мере, дважды (в 2000 и 2006 гг.) аулья посещал Саид-афанди (Ацаев) ал-Чиркави, или Чиркеевский (1937-2012) — самый влиятельный на тот момент суфийский шейх в Дагестане («тарика» накшбандийа-халидийа (ветвь махмудийа) и шазилийа), мистический преемник-«заместитель» («халифа») Махмуда-афанди.

Также в Астрахани существует суфийская община махмудийа, которая базируется в мечети им. Махмуда-афанди (ул. Победы, 9), в районе городского рынка Большие Исады. Мечеть была открыта в 2005 г. Среди ее прихожан, в основном, преобладают выходцы с Кавказа, которые проживают в окрестностях рынка: аварцы, лезгины, даргинцы, азербайджанцы-сунниты; также некоторое количество местных татар и казахов. В будние дни на намаз в мечети собираются от 5 до 20 чел., на пятничный джума-намаз – от 100 до 150 чел. При мечети функционируют воскресные курсы арабского языка для желающих. В мечеть, по сведениям прихожан, ходят разные люди, есть среди них и суфии – в основном, среди них преобладают муриды шейхов суфийской традиции накшбандийа-халидийа (ветвь махмудийа) и шазилийа. После пятничного джума-намаза муриды, составляющие костяк общины, остаются и совершают «зикр» – суфийский обряд поминания Аллаха, теомнению. Во время «зикра» произносят многократно формулу: «Ла илаха илла Ллах», салават – благословления Пророка, перебирают в такт чётки. «Зикр» – «тихий» («хафи»), что характерно именно для суфийской линии махмудийа; участвующие сидят кругом и произносят вслух необходимые формулы. Некоторые практикуют «рабита» – медитацию, когда суфий мысленно представляет себе цепочку («силсила») шейхов своего тариката до пророка Мухаммада, а далее должен увидеть свет («нур»), исходящий от Всевышнего, проходящий через пророка и шейхов тариката до себя самого.

А.В. Сызранов,

канд. ист. наук,

доц. кафедры истории России

Астраханского государственного университета,

руководитель Центра международных

и общественно-политических исследований

«Каспий-Евразия»