Традиционный ислам и фундаменталистские мусульманские течения в республике Казахстан

Летом текущего года в Республике Казахстан произошел ряд резонансных террористических акций. 05 июня 2016 года в г. Актобе Республики Казахстан группа неизвестных лиц совершила нападение на объекты органов внутренних дел и войсковую часть Национальной гвардии Казахстана с применением оружия, ранее похищенного из оружейных магазинов, 18 июля 2016 года совершено вооруженное нападение на здания Департамента внутренних дел и Департамента КНБ Республики Казахстан в г. Алматы.

Произошедшие события свидетельствуют о том, что религиозная ситуация в Казахстане, государстве, с которым Российская Федерация поддерживает тесные союзнические отношения, является весьма сложной и имеет тенденции к дестабилизации.

В интересах формирования адекватной картины религиозной ситуации в соседней стране, в докладе предпринята попытка охарактеризовать в общих чертах палитру религиозной жизни Казахстана, в т.ч. существующие в казахстанском обществе мусульманские течения, как традиционные, так и фундаменталистские. Кроме этого, исходя из тематики круглого стола, в рамках доклада более подробно рассмотрена ситуация в соседних с Астраханью прикаспийских областях Казахстана.

В преамбуле Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подчеркивается историческая роль ислама суннитского направления ханафитского мазхаба в развитии культуры и духовной жизни народа Казахстана.

Именно с этим религиозным направлением ассоциируют себя сторонники традиционного ислама в Казахстане, которые сгруппированы вокруг официальной централизованной общественной организации – Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), в юрисдикцию которого входит регулирование вопросов религиозной деятельности на территории страны. В каждой области имеется представитель ДУМК, который возглавляет центральную мечеть и общину сторонников традиционного ислама в регионе. Филиалами ДУМК являются все официально зарегистрированные мечети в Казахстане.

Возглавляемые ДУМК представители традиционного казахстанского ислама является главной опорой государства в активной идеологической борьбе с представителями экстремистских мусульманских течений на территории РК.

Вместе с тем, развитие общин представителей традиционного ислама Казахстана осуществляется крайне неравномерно, о чем свидетельствует внимательное изучение ситуации в различных регионах страны.

Анализ распространения ислама на территории Казахстана после распада СССР показывает, что прикаспийские Атырауская и Мангистауская области РК являются регионами с наиболее низкими показателями развития религиозной жизни мусульман в масштабах страны. Так, по результатам масштабной перерегистрации религиозных объединений 2012 года в Атырауской области было поставлено на учет 26 и в Мангистауской области 18 филиалов ДУМК, что составляет, соответственно, 1,2% и 0,8 % от общего количество мечетей в стране. Несмотря на то, что в настоящее время эти показатели несколько увеличились, имеющийся в данных регионах религиозный вакуум, активнее, чем в других регионах, заполняется представителями различных религиозных структур, в т.ч. экстремистских, свидетельством чему служат происходящие в прикаспийском регионе Казахстана религиозные процессы.

К представителям традиционного ислама Казахстана, следует причислить и казахстанских сторонников суфизма. Суфизм, как мистико-аскетическое и философское учение в исламе, получил распространение в Казахстане в XII веке. Основоположником его является средневековый казахский религиозный деятель шейх Хаджа Ахмет Яссауи.

После периода относительного забвения в советские времена в 1990-е годы позиции суфизма в Казахстане стали усиливаться. В республике среди других братств суфизма наибольшее распространение получили тарикаты «Яссауи» и «Накшбандия», последователи которого зачастую соперничают между собой.

В соседних с Астраханской областью регионах Казахстана довольно широко распространен суфийский тарикат «Яссауи». Особенно это характерно для прикаспийской Мангистауской области. Распространение тариката в регионе связано с деятельностью почитаемого в Казахстане религиозного деятеля, суфийского пира Бекет-Аты Мырзагул улы (1750-1813гг). Считается, что он являлся выходцем из казахского рода «адай», в связи с чем особо почитается среди жителей Мангистауской области, где большая часть населения является «адайцами». В настоящее время в местах, где проживал Бекет-Ата, организованы места для паломничества. В области проживает большое количество последователей Бекет-Аты и соответственно суфийского тариката «Яссауи».

Казахстанскими религиоведами признается, что суфийские организации в стране находятся на начальной стадии развития, дальнейшее их становление является делом будущего. Однако в дальнейшем суфийский фактор может стать одним из проблемных явлений в общественной жизни Казахстана, так как деятельность последователей

суфизма может привести к децентрализации мусульманской уммы страны и дроблению религиозных общин ДУМК.

Кроме этого, внимание правоохранительных органов, спецслужб и официального духовенства обоснованно привлекает сектантский характер отдельных суфийских общин, где действует строгий режим подчинения учеников (мюридов) своему учителю (пиру, шейху), а также закрытость ячеек от общества.

ДУМК регулярно демонстрирует негативное отношение к суфийским общинам страны. Периодически возникаемые скандалы вокруг суфизма используются ДУМК для дальнейшего укрепления своих позиций в борьбе против, с одной стороны, нетрадиционных течений, а с другой стороны, самостоятельных от ДУМК религиозных организаций.

Исламский фундаментализм в Казахстане, в первую очередь, представлен последователями «салафизма». Идеология данного течения начала приобретать популярность в Казахстане, начиная с конца 1990-х годов. Его сторонников объединяет приверженность «чистому исламу», т.е. исламу в том виде, в котором его исповедовали «праведные предки» (ас-салаф ас-салихун) — современники исламского пророка Мухаммада.

Современный этап распространения салафизма в Казахстане характеризуется, в первую очередь, созданием его сторонниками соответствующих условий по распространению собственной религиозно-политической доктрины (агитация, вербовка и подготовка новых членов). При этом первостепенное внимание уделяется формированию новых религиозно-политических элит, призванных впоследствии стать важным инструментом влияния.

Эта работа осуществляется в форме миссионерской деятельности под прикрытием реализации гуманитарных и благотворительных проектов, создания легальных центров для религиозно-идеологической обработки населения (строительство мечетей, культурно-образовательных центров, школ, снабжение их соответствующими пропагандистскими материалами).

Характерной особенностью салафитов в Казахстане является склонность отдельных групп к активной агрессии, в том числе и силовой, в рамках борьбы за достижение приоритетной цели – главенства религиозной догматики над государством. Представители основной части салафитских джамаатов в Казахстане характеризуются своей радикальной настроенностью по отношению к официальному духовенству, инициированием конфликтов с имамами и прихожанами мечетей.

После ряда террористических акций, имевших место в Казахстане пять лет назад, в 2011-2012 гг., властями страны был предпринят комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации. Вследствие этого в 2013-2016 гг. последователи салафизма в большинстве регионов стали вести себя довольно осторожно, часть из них даже соглашалась принять традиционный ханафитский мазхаб в своей повседневной практике.

Однако, изучение текущей религиозной ситуации в Казахстане, в т.ч. последних событий в гг. Актобе и Алматы, позволяет констатировать факт сохранения террористического потенциала в салафитской общине страны и способности её представителей предпринимать дерзкие антиправительственные вылазки, сопряженные с применением насилия в отношении представителей органов власти.

Также необходимо отметить, что салафитское движение в РК весьма неоднородно. В настоящее время ряд экспертов-теологов и представителей уполномоченных госструтктур РК среди салафитов выделяет отдельные идеологически отличающиеся группы – такфиристы, джихадисты и мадхалиты.

Разница между такфиристами и джихадистами условна, так как это две стадии единого процесса «эволюции» радикальных группировок. В идеологическом плане данные группы сочетают в себе салафизм и т.н. кутбизм.

К такфиристам относят тех, кто сделал «такфир» — объявил неверующим определенную группу лиц или отдельные организации, в том числе государство. Наиболее радикальные салафиты выносят «такфир» в отношении большей части населения Казахстана, например, в отношении тех, кто не осуществляет ежедневный пятикратный намаз. После объявления «такфира» члены религиозно-экстремистских группировок, как правило, объявляют джихад в отношении неверных — «кяфиров» и начинают осуществлять экстремистскую и террористическую деятельность.

К мадхалитам в Казахстане в настоящее время относят часть последователей «салафизма», которые придерживаются принципа повиновения светским властям, то есть салафитов, не преследующих политических целей по установлению «Всемирного халифата».

На данный момент деятельность последователей мадхалитского учения не несет угрозы безопасности Казахстана. Более того, они активно поддерживают борьбу силовых структур против религиозного экстремизма и терроризма, выступают против такфиризма и не признают необходимость ведения мирового вооруженного джихада, что обуславливает снисходительное отношение к ним представителей казахстанских силовых структур. Однако следует отметить, что усиление позиций «мадхалитов» в РК, которых также называют сторонниками «глобализма по-исламски» и «панисламизма», в долгосрочной перспективе может привести к существенному повышению религиозно-политического влияния арабских стран, в т.ч. Саудовской Аравии, в Казахстане.

Применительно к прикаспийским областям Казахстана хотелось бы отметить, что соседняя с Астраханью Атырауская область является одним из регионов-лидеров, по количеству сторонников салафитского течения различных направлений. В области только на официальном учете в

государственных органах в 2013 году состояло 1750 приверженцев деструктивных религиозных течений.

По мнению религиоведов Атырауской области, в настоящее время ситуация кардинально не улучшилась. Несмотря на предпринимаемые властями меры, число сторонников салафитского движения в Атырау продолжает оставаться значительным, чему способствует ряд негативных факторов. В первую очередь, это социально-экономические причины, низкий уровень жизни населения, проблемы коррупции и т.д. Как было отмечено ранее, негативное влияние на ситуацию также оказывает незначительное количество официальных религиозных организаций в регионе, слабое развитие религиозной инфраструктуры, недостаточное количество высококвалифицированных имамов и другие факторы.

В последние годы в Казахстане регулярно вскрываются факты миссионерской работы представителей еще одного фундаменталистского исламского движения – международной религиозной организации «Таблиги Джамаат».

Сторонники данного течения развернули активную деятельность в стране после того, как в 2001 году в рамках межгосударственного соглашения о сотрудничестве между Казахстаном и Пакистаном в области образования и науки и при содействии Духовного управления мусульман Казахстана 50 казахстанских студентов были отправлены на учебу в 11 пакистанских исламских учебных заведений, в т.ч. находящихся под контролем Таблиги Джамаат. Часть из них после возвращения в страну были назначены имамами мечетей, где они и начали пропаганду учения этой организации. Распространением идеологии организации до 2013 года занимались и многочисленные эмиссары движения, как местные, так и приезжие, которые активно пропагандировали идеи организации.

Устойчивый рост сторонников движения в стране, а также факты запрета его деятельности в различных странах постсоветского пространства, в т.ч. в России, способствовали принятию казахстанскими властями решения о пресечении деятельности движения на территории страны. 26 февраля 2013 года по заявлению прокуратуры Сарыаркинским районным судом г. Астаны было вынесено решение о признании данной международной организации экстремистской и запрещении ее деятельности на территории РК. С этого момента активность представителей движения пошла на спад, однако степень их влияния на умы казахстанцев за прошедшие три года вероятно сократилась незначительно.

В рамках данного доклада необходимо отметить, что в последние годы в Казахстане активно протекают процессы политизации ислама, когда, выступая в качестве лидеров религиозных движений, претенденты на власть получают возможность использовать их в качестве

политического инструмента. В качестве примера здесь следует привести неформальное религиозное движение «коранитов».

Основоположником учения коранитов, которое не принадлежит ни к суннитскому, ни к шиитскому направлениям в исламе, является египетский учёный Ахмед Мансур. В мае 1985 года доктор Мансур был отстранён от преподавательской деятельности в Аль-Азхаре – старейшем мусульманском духовном университете, расположенном в Каире. В 2002 году Ахмед Мансур обратился к США с просьбой о предоставлении политического убежища. В последние годы он работал в качестве лектора по программе «Национальный вклад в демократию» в Гарвардской школе юриспруденции. Пропагандистскую деятельность кораниты ведут через основанный в Северной Вирджинии Ахмедом Мансуром и его сыновьями Международный Коранический Центр и интернет-сайт на арабском и английском языках – www.ahl-alquran.com.

Лидером «коранитов» в Казахстане является Мусин Аслбек Асланович, выпускник Калифорнийского университета, предприниматель, в 2009 году избранный депутатом маслихата (местного законодательного органа) г.Актобе, сын видного казахстанского политика Мусина Аслана Еспуллаевича.

Движение «коранитов» в Казахстане зародилось в период нахождения Мусина Аслана Еспуллаевича в должности акима Атырауской области, представляли его члены просветительского и социально-благотворительного общественного объединения «Изги амал» («Благое дело»).

Основная цель религиозного движения – модернизация ислама с учетом существующих реалий и построение теократического государства нового толка. Среди основных идейных принципов выделяются: признание Корана как единственного божественного откровения и отрицании Сунны и других источников данной религии, отрицание запретов, не прописанных однозначно в Священной Книге мусульман и др.

До последнего времени популяризацию своих идей «кораниты» активно вели ведут посредством деятельности общественного объединения Конгресс мусульманской молодежи, газеты «Наш Мир» и ряда общественно-политических интернет-сайтов: ruh.kz, anti-idol.kz, nurmura.kz. Движение, по заявлением его лидера Аслбека Мусина, насчитывало 70-80 тысяч членов, среди которых большинство представители политической и бизнес-элиты страны. Несмотря на то, что в последнее время движение «коранитов» практически не проявляет себя в религиозной сфере общественной жизни Казахстана, высока вероятность того, что идеи «коранитов» продолжают пользоваться популярностью в стране.

Подводя итог вышеизложенному хотелось бы отметить, что религиозная ситуация в Казахстане во многом определяется характером

взаимодействия сторонников традиционного ислама, поддерживаемыми органами власти, и представителей фундаменталистских и иных исламских течений, являющихся, по сути, неформальной оппозицией казахстанским властям. Последние события в Казахстане указывают на то, что ситуация в стране является достаточно нестабильной, не исключено, что в скором времени мы вновь услышим о проявлениях терроризма и экстремизма в Казахстане. В этих условиях российским правоохранительным, религиозным и научно-исследовательским структурам, необходимо уделять пристальное внимание развитию складывающейся в Казахстане религиозной ситуации, чтобы быть готовыми к адекватному реагированию на ее изменения.

В. В. Кондратьев ,

астраханский журналист,

политический обозреватель