Ногайцы на Евразийском пространстве
Ногайцы – тюркоязычный этнос, окончательно сложившийся в постзолотоордынское время. С конца XIV века по начало XVII века с центром в Волго-Уралье образовалось из Мангытского юрта собственное кочевое государство – Ногайская Орда. По научной классификации для данного типа политической организации применяется определение – «кочевое государство» или «суперсложное вождество».
Ногаи пошли по пути легитимации собственной династии в обход авторитета Чингизидов. Это привело к появлению генеалогического предания о происхождении основателя ногайской государственности мангытского бия Эдиге от сподвижника пророка Мухаммеда – Абу Бакра. В период своего могущества с начала и по середину XVI века Ногайская Орда играла важную политическую роль на евразийских просторах. Сложилась собственная крыльевая система управления во главе трех руководителей: главного – «бий», соправителя правого крыла – «нурадин» и соправителя левого крыла – «кейковата», также были свои система и должности управления над Сибирским и Башкирским юртами.
В этот время у Ногайской Орды были свои дипломатические посольства: Ногайское подворье в Москве, Мангытское место в Казани, а также в Астрахани и Крыму. Ногайская Орда в период расцвета могла выставлять до 300 тыс. вооруженных воинов, при общей численности до 1 млн. 200 тыс. человек. Столицей кочевого государства был бывший золотоордынский город – Сарайчик. Здесь располагалось бийское и духовное управления, а также было место для захоронения знати и приближенных к мангытской династии лиц. Тут постоянно действовал карадуван (центральный орган отраслевого управления) и проводились корныши (большой совет) и круги (малый совет), как необходимые элементы управленческого процесса в кочевой среде.
В середине XVI века Ногайская Орда испытала катастрофу, по причине политического кризиса, начались междоусобицы, а также голод и мор, приведший к негативным демографическим последствиям и началу процесса дезентиграции, который окончательно завершился в 30-х гг. XVII века с приходом калмыков на Волгу из Джунгарии.
Из своего прежнего центра – Волго-Уральского междуречья, ногаи мигрировали как западном, так и восточном направлениях, переходя под покровительство России или Турции. Окончательное подчинение российским властям происходит к концу XVIII века. В результате деятельности А.В. Суворова на Кубани в 1783 г. и последующей Кавказской войны (1817-1864 гг.) формируется движение «мухаджирства» – переселение на территорию подвластную мусульманам.
Интересно проследить участие ногайского компонента в этнокультурных процессах на евразийском пространстве после распада Ногайской Орды. Инфильтрация ногаев в разных регионах имела разные последствия. Как отмечает ведущий специалист по средневековой истории ногаев В.В. Трепавлов: «Рассмотрение различных форм влияния ногаев на народы Евразии показывает, что самым ранним было политическое воздействие. Оно достигло кульминации в XV-XVI вв., в эпоху существования Ногайской Орды. Вторым по значимости в тот период было влияние культурное. После распада ногайской державы в первой трети XVIIв., когда ногаи расселились по всем направлениям от своего изначального Мангытского юрта, их политическая роль резко снизилась. Но это расселение привело к значительному усилению ногайского этнического влияния и влияния ногайской культуры на соседей».
Можно выделить следующие варианты влияния ногайского компонента на этнические процессы на Евразийском пространстве:
— отпочкование (каракалпаки, мангышлакские туркмены, адайцы в составе казахов);
— вхождение с культурным влиянием и сохранением этнических черт (северо-западные казахи, башкиры, средневолжские татары, сибирские татары, узбеки);
— культурная ассоциация ногайских групп с более крупными этническими общностями: нижневолжские юртовцы со средневолжскими татарами, крымские ногаи с крымскими татарами);
— вхождение с этническим поглашением, т.е. полная потеря этнической идентичности и культурной характеристики, в среду другого этноса (калмыки, чеченцы, кабардицы);
— вхождение с сохранение черт самосознания, культуры и языка («ногай-казаки» в составе казахов).
После распада Ногайской Орды развитие ногайцев все больше зависело от характера взаимоотношений с региональным этническим окружением. Так складываются отдельные крупные массивы территориальных групп ногайцев в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, Причерноморье, Подунавье и чуть позже в Турции, а оттуда в течение XX века в странах Западной Европы. Некоторые группы самостоятельно или составе других родственных тюркских народов, оказались в Афганистане, Иране и Китае.
В конце XIX века – начале XX века в деятельности ногайских просветителей Нижнего Поволжья обозначились идеи сохранения культурного наследия и формирования общеногайского самосознания для всех территорий проживания представителей этого народа. Большую роль в этом процессе сыграл Абдрахман Умеров (Гумари) и его сподвижники Абдул-Хамид Джанибеков, Басыр Абдуллин, Булат Салиев.
В России исторически сложилось два основных массива ногайцев, это нижневолжский и северокавказский ареалы. На их территории, в зависимости от местности проживания, выделяются такие этнотерриториальные группы ногайской этнической общности как: астраханские ногайцы (юртовцы, карагаши, кундровцы, утары), ногайцы Дагестана (караногайцы, бабаюртовские ногайцы, сулакские ногайцы), ногайцы Чечни (караногайцы проживающие в Шелковском районе), ставропольские ногайцы (нефтекумские ногайцы, степновские ногайцы, кумские ногайцы) и ногайцы Карачаево-Черкесии (кубанские ногайцы). Еще один отдельный ареал – причерномоский, который образуют крымские ногайцы.
Перекочевка астраханских ногайцев-карагашей
(фото В.И. Трофимова, 1930-х гг.)
По Всероссийской переписи 2010 года в России насчитывается 103660 человек ногайской национальности. В субъектах Юга Росси ногайцы компактно живут в Астраханской области (7589 чел.), Дагестан (40407 чел.), КЧР (15654 чел.), Ставропольский край (22006 чел.) и Чечня (3444 чел.). Это традиционные регионы проживания ногайцев. Кроме этого, за последние два десятилетия образовался довольно представительные, в рамках ногайского этноса, массивы населения в таких субъектах как Ханты-Мансийский автономный округ (5323 чел.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (3479 чел.).
В современных условиях происходит становление новых отношений между этнотерриториальными образованиями ногайцев. Сегодня можно говорить о возникновении этнокультурного движения этого народа с охватом всех территориальных групп и тенденций формирования общеногайского этнического самосознания.
Ногайцы РФ в основной массе проживают в сельской местности. Это является важным условием сохранения функционирования родного языка и традиционно-бытовых особенностей. Влияние урбанизации, из традиционных регионов проживания, более всего ощущается в Астраханской области. Северокавказские ногайцы, мигрировавшие на север, также испытывают тяготы этнокультурной адаптации к городским условиям.
Этностатусно, в административно-территориальном выражении, ногайцы в РФ организованы только на уровне муниципальных образований. В Дагестане имеется МО «Ногайский район», а в 2007 муниципальное образование с подобным названием было создано в Карачаево-Черкесии. О роли и перспективах развития данных муниципальных образований можно встретить разные оценки. Но, в общем, в рамках этнической общности, факт наличия муниципальных районов с обозначением как «ногайские», является важным для этнического самосознания.
В социально-экономическом отношении положении ногайцев на Северном Кавказе отличается нестабильностью. В Дагестане одним из острых вопросов является проблема землепользования этносов, переселенных с горных районов в места компактного проживания представителей ногайской национальности. В Ставропольском крае одним из вопросов, поднимаемых на местном уровне, является проблема этнического представительства ногайцев в органах власти. Для всех групп ногайцев РФ характерны вопросы этнокультурного воспроизводства в современных условиях глобализации.
Ногайская площадка на областном Наврузе, г. Астрахань
(фото Р. Досаева, 2014 г.)
Здесь хотелось бы отметить, что в этнополитической практике ногайского этноса часто используется опора на исторический прошлое, особенно на период могущества Ногайской Орды, а также драматический период окончательного вхождения ногайцев в состав Российской империи. Еще одной датой нового времени стал 1957 год, когда был подписан указ Президиума Верховного Совета РСФСР о разделении единой территории компактного проживания ногайцев между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем. Эти и другие вопросы поднимались на двух современных съездах ногайского народа, проходивших в 1989 г. в Червленных Бурунах и в 2011 г. Терекли-Мектебе Ногайского района Дагестана.
Во время принятия закона об национально-культурной автономии в 1996 г. некоторые эксперты обосновывали его на примере этносов, имеющих дисперсное проживание на территории РФ. Об этом, на примере ногайцев, не раз в своих устных и письменных выступлениях говорил Р. Абдулатипов.
Впервые попытка образования Федеральной национально-культурной автономии ногайцев началась в начале 2000-х годов. В то время возникли региональные национально-культурные автономии в Дагестане и Карачаево-Черкесии. Но в силу отсутствия единства по вопросам руководства и региона нахождения руководящего органа этот вопрос так и не был решен. Новые попытки возобновилась в 2012-2013 гг. К этому времени оформилось региональная национально-культурная автономия ногайцев Ставропольского края. Последнее организационное мероприятие – конференция-съезд 24 сентября 2013 г. в Махачкале. На нем выбран высший совет из 15 человек, из состава которого в начале ноября 2013 года был выбран председатель ФНКА ногайцев «Ногай Эл» К. Янбулатов.
Ногайский турнир «Степные богатыри»
В связи с этим на повестку дня выносится главный вопрос – насколько будет работать Закон «О национально-культурной автономии» для сохранения и этнокультурного развития ногайцев. Не секрет, что пока более или менее Федеральные структуры национально-культурных автономий работают у народов, имеющих государства за переделами России. Получается, что регистрируемая Федеральная национально-культурная автономия ногайцев — это пока основная форма межрегиональной координации ногайской этнической общности.
Еще одним современным фактором этнокультурного развития ногайцев России является присоединения в марте 2014 г. Крыма, как субъекта Российской Федерации. В структуре крымскотатарского этнической общности выделяется три компонента: таты, ялыбойлинцы и ногаи. Ногайское самосознание имеет больше бытовые формы выражения, но в новых условиях постепенно находит и общественные формы выражения, этому свидетельство – усиление контактов между представителями ногайцев Северного Кавказа и крымскими ногаями.
За последнее время актуализировался интерес к ногайскому вопросу со стороны представителей родственных ногайцам народов. Ногайским движением охвачена, прежде всего, научная и творческая интеллигенция, а также молодежь башкир, татар, казахов и каракалпаков. Наблюдаются явления индивидуальной реминисценции ногайского самосознания у представителей рода «ногай-казак» в составе казахов.
В каждой из этих этнических общностей есть своя концепция отражающая ход ногайской истории, которая соотносится или нет со сложившимися представлениями внутри ногайского этноса. Так, активную позицию в этом отношении занимают казахи. Представителями казахской научной и творческой интеллигенции выражают большой интерес к историко-культурному ногайскому наследию, а также современному положению ногайцев. В 1999 под эгидой Президента Н.А. Назарбаева был открыт археологический центр «Ханская ставка — Сарайшык» на месте раскопок средневекового городища – Сарайчик, бывшей исторической столицы Ногайской Орды. В казахстанской прессе даже обсуждался вопрос о предоставлении статуса оралманов («возвращенцев») ногайцам России, что является на наш взгляд слишком одиозным. Ведется работа и по направлению активизации деятельности общественных объединений. В Казахстане зарегистрирован Центр ногайской культуры в Астане, поставлен вопрос о регистрации такой же структуры в городе Алматы.
Активизировалась этнокультурная деятельность ногайцев Турции и Румынии. Долгое время в отношении этих групп действовала политика туркизации и румынизации. В этих условиях ногайцам приходилась ориентироваться в своем воспроизводстве на более крупные общности, например, на крымских татар. В современности усилились контакты этих диаспоральных групп с ногайцами России. В Турции стали выходить ногайские печатные издания, ежегодно проводится национальный праздник – Сабантой, с приглашением делегаций из России.
Ногайский этнос за период своего существования прошел сложные этапы воспроизводства. Можно сказать, что в силу катаклизмов, возникших в результате распада Ногайской Орды, мы постепенно наблюдаем угасание первоначальной традиции, смену направленности ее развития. На Евразийском пространстве сложились регионы компактного проживания ногайцев, которые образуют самостоятельные ареалы со своей региональной спецификой это: нижневолжский, северокавказский, причерноморский, также анатолийский и добруджский ареалы.
Исторически первые предпосылки аккумуляции традиционного наследия сложились в начале XX века и проявились в деятельности ногайских просветителей Нижнего Поволжья. В советское время центром развития ногайской культуры и языка становится Северный Кавказ. В рамках этнокультурного движения ногайцев сегодня сложились новые условия переосмысления прошлого наследия с учетом региональных особенностей и создания базы для дальнейшей перспективы сохранения этнической идентичности. Усиление межрегиональной консолидации ногайского этноса в условиях современного Евразийского пространства может способствовать развитию международного сотрудничества и интеграции.
Э.Ш. Идрисов,
заместитель директора по науке
и территориальному отделению ВШГУ
Астраханского филиала
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы,
кандидат политических наук