Музеи Казахстана и России обменялись инновационными практиками работы в пандемию
24 декабря 2021 г. в приграничном городе Оренбурге прошел Международный круглый стол «Просветительская деятельность музеев на евразийском пространстве: опробованные и новые форматы при пандемии». Его организаторами совместно выступили АНО «Содружество народов Евразии», Оренбургский музей изобразительных искусств и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета.
Открывая работу международной площадки, председатель АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия) отметил, что текущая пандемия новой коронавирусной инфекции оказала и продолжает оказывать глобальное влияние на все стороны жизни человечества, в том числе и на работу учреждений культуры.
Однако несмотря на карантинные ограничения в местах массового пребывания людей, музеи России и Казахстана продолжают нести свою важную культурную миссию посредством экспозиционной деятельности и обменных выставок. Благодаря международному сотрудничеству, в период пандемии зрители в Казахстане смогли очно посетить выставки картин Николая Рериха из московского Музея Востока, вологодского кружева из областного музея-заповедника, экспонатов российского Музея космонавтики, Центрального музея Великой Отечественной войны, Музея обороны Москвы и др.
В Оренбургской области экспозиционная деятельность также не сокращается, а в последнее время даже расширяется. За пандемийный 2021 г. в регионе открылись 3 новых объекта – Мемориальный музей В. С. Черномырдина, Музей скульптуры имени Петиных, Музей морской славы имени И. И. Неплюева, а также обновленные экспозиции Мемориального музея-гауптвахты Т. Г. Шевченко и Музея-квартиры Гагариных. Осуществляется поэтапная реновация выставочного комплекса «Салют, Победа!». Музею изобразительных искусств передан примыкающий особняк, который позволит нарастить его выставочные площади в 1,5 раза. Ведутся переговоры с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге об открытии на базе этого нового корпуса Центра «Эрмитаж-Евразия». Оформляются документы на передачу тому же учреждению исторического здания ордонансгауза в Оренбурге, где планируется организовать долгожданный Музей современного искусства с авторской галереей Заслуженного художника России Юрия Рысухина.
В текущем году в Оренбуржье прошли Дни Эрмитажа, побывали уникальные выставки картин из коллекции Русского музея; западноевропейской живописи и гравюры Рубенса и художников его времени из Ирбитского музея; медалей и монет из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; оренбургского пухового платка в ларце Фаберже из фондов Музея-заповедника «Павловск» и др.
В то же время вынужденные карантинные ограничения на массовое посещение учреждений культуры подтолкнули музеи к поиску новых творческих путей взаимодействия с населением, к более активному внедрению дистанционных, передовых электронных форматов работы: оцифровке и выкладыванию в открытый доступ своих коллекций, созданию виртуальных туров, мобильных приложений и аудиогидов, видеоэкскурсий, онлайн-лекций и образовательных платформ, интернет-викторин, игр и квестов, флешмобов в социальных сетях и др.
Широчайший спектр возможностей в этой сфере блестяще продемонстрировал Оренбургский музей изобразительных искусств, опытом которого с коллегами поделились его руководитель Юрий Комлев и заместитель директора по научной работе Алена Юрикова (г. Оренбург, Россия). В период пандемии музей запустил на своих интернет-ресурсах многочисленные искусствоведческие лекции и экскурсии, видеорубрику «Разговор с художником», сторителлинг «Платочные истории» от знатока оренбургской пуховой шали Ирины Бушухиной, проект «Культурная среда» для просвещения школьников и студентов, иммерсивные ролики «Погружение в искусство» с эффектом объемных картин, проект «Искусство в карантине» с рассказами музейных работников об их домашних коллекциях и др. Настоящей арт-терапией для людей на самоизоляции стали видеоуроки и мастер-классы по самым разнообразным техникам изобразительного и декоративно-прикладного искусства: акварели, граттажу, монотипии, аппликации, ассамбляжу, лепке, ручной набойке по ткани, пуховязанию, бисероплетению, флористике, витражу и др. В рамках эко-проекта «Музейная коза» по популяризации оренбургской пуховой породы и вязального промысла музей взял под патронаж в деревне козочку ИЗОльду, от лица которой ведется Инстаграм, показывающий ее жизнь от рождения и роста до чески пуха и изготовления из него знаменитых оренбургских паутинок.
Директор Орского краеведческого музея Галина Белова (г. Орск, Россия) рассказала, что, быстро адаптируясь к новым условиям работы с аудиторией, ее учреждение разработало мобильное приложение дополненной реальности и виртуальный 3D-тур по своей экспозиции, новые порталы «Орск дореволюционный», «Карта памятных мест города» и «Виртуальные выставки», подкасты «Руками не трогать!» и «ARTalk» (с регулярными аудиообзорами самых интересных музеев мира и их новостей).
Заведующая отделом фондов Актюбинского областного историко-краеведческого музея Ляззат Нуркеева (г. Актобе, Казахстан) показала успешные примеры вовлеченной работы с детской аудиторией, для которой была отснята серия познавательных фильмов о путешествиях игрушечных лосят Эрика из Финляндии и Еркебулана из Казахстана по достопримечательностям города и региона, проведен интернет-конкурс «Юный экскурсовод» на запись лучших видеороликов о семейных реликвиях.
Еще одним актуальным трендом последнего времени стало перенесение музейной деятельности из экспозиционных залов в городское пространство.
Директор Костанайского областного историко-краеведческого музея Умут Акимбаева (г. Костанай, Казахстан) рассказала, что в сотрудничестве с автоперевозчиками к юбилею Победы в Великой Отечественной войне был реализован проект «Музейный дилижанс», в ходе которого экскурсоводы в форме Красной Армии под музыку военных лет раздавали пассажирам автобусов буклеты о героях-земляках, копии фронтовых писем, экспонировали фотографии, документы и боевые награды.
Директор Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея Александр Ушаков (г. Оренбург, Россия) отметил небывалый интерес зрителей к организованным в текущем пандемийном году пешим экскурсиям по историческому центру города. Для его самостоятельного осмотра в рамках проекта «Легенды городов» губернаторским музеем совместно с «Газпромом» на улицах Оренбурга были установлены 30 информационных стендов с QR-кодами и аудиогидом по архитектурным памятникам.
Научный сотрудник отдела хранения фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств Мария Петрищева (г. Оренбург, Россия) выделила ярко проявившуюся в период пандемии тенденцию к самостоятельному проведению молодыми художниками города выставок и перформансов «Антресоль», «Вибрации», «Давление» и др. на квартирах, в кафе и даже в заброшенных зданиях и домах под снос. Чутко следя за развитием современного искусства, музей ищет способы представить его и в традиционном экспозиционном пространстве, организуя для этого в следующем году специальную выставку.
Помимо осмысления прошедшего, в ходе встречи многие музеи также озвучили перспективные планы своей работы на предстоящий 2022 г.
Так, директор Музея истории Оренбургского государственного университета Виталий Попов (г. Оренбург, Россия) анонсировал 25 января 2022 г., в День российского студенчества запуск впервые созданной виртуальной трехмерной панорамы своей экспозиции.
Оренбургский музей изобразительных искусств при поддержке Фонда Алишера Усманова 8 марта 2022 г. привезет выставку «Предмет – Образ – Смысл. Западноевропейский натюрморт XVII–XIX вв. из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина». Она продемонстрирует более 40 работ голландских, фламандских, итальянских, французских и немецких художников в жанре аллегории, цветочных букетов, плодов и фруктов, завтраков, рыбных и охотничьих натюрмортов. Эти картины происходят из коллекций князей Барятинских, знаменитого путешественника П. А. Семенова-Тян-Шанского, московских купцов Щукиных, передвижника И. С. Остроухова и др.
27 марта 2022 г. головная организация откроет первый в стране государственный Музей Ростроповичей, к 95-летию маэстро.
Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей в 2022 г. благоустроит свой участок под первую в городе культурную площадку в формате open air и организует в этом новом Art-дворике Фестиваль современной молодежной культуры «Территория взаимодействия».
Старший научный сотрудник Музея истории Оренбурга Виктор Асташев поведал, что рядом с его филиалом – квартирой Гагариных также благоустраивается и готовится к открытию в теплый сезон типичный городской дворик 1950–1960-х гг., где атмосферу прошлого поможет воссоздать установка ретроавтомобиля ГАЗ-21 («Волга»), спортивного реквизита, скамеечек и несколько сюрпризов, которые пока не раскрываются.
Заведующая Мемориальным музеем М. А. Шолохова Антонина Пудова (с. Дарьинское, Казахстан) пригласила партнеров из Оренбуржья в 2022 г. совместно отметить в Западно-Казахстанской области юбилей советского и российского писателя Николая Корсунова, объединяющего своей жизнью и творчеством оба приграничных региона.
Словом, несмотря на пандемию, музейная сфера России и Казахстана переживает настоящий бум с появлением новых экспозиционных площадок, выставочных и культурных проектов, внедрением творческих подходов, международным обменом лучшими практиками, который обеспечивает общественный запрос на поддержание и развитие общего евразийского культурного пространства.